|
Реалии монашеской дисциплины в буддизме (проект РГНФ № 14-01-00344)
Центр восточных рукописей и ксилографов |
О ПРОЕКТЕ / About the project | Портал http://imbtarchive.ru |
|
Краткие результаты проекта2014Проведена социально-антропологическая экспедиция в Улан-Батор (Монголия). Комплекс исследовательских работ был выполнен на базе монастыря Дашчойлин-хийд. Переведен со старописьменного монгольского языка «Устав Цугольского дацана» (Tegus buyan-tu oljei qutuγ-un nom-i arbidqaγci keyid-un jarcimlaγsan bicig erdeni γurban surtal-un kuu sаng kemegdeku orusiba), написанный ученым схоластом Г.-Ж. Дылгировым в XIX в., являющийся «эталоном» монастырских уставов Бурятии. Просмотрены фонды ЦВРК ИМБТ СО РАН, ИВР РАН, СПб. филиала архива РАН, выявлены архивные материалы по истории агинских монастырей, в частности Агинского и Цугольского дацанов. В результате работы в архивном фонде ИВР было обнаружено "Цонгольское уложение 1775 г." на старомонгольском письме, являющийся наиболее ранним из известных науке уставов бурятских монастырей.
Анализ, реконструирующий книжный репертуар буддийской схоластики по предмету виная (классический монашеский кодекс) в бурятских монастырях XIX-XX вв., дает возможность утверждать, что изучение данной литературы не могло замыкаться исключительно на теоретическом уровне. Несомненно, организационный опыт «классических» монашеских общин традиционно влиял на умы новых поколений буддийских монахов. Следует отметить тот факт, что в уставах как 19 в., так и современных, регламентируется поведение монаха только во время проведения хуралов-богослужений. Как в уставе Цугольского дацана, так и в современном уставе монастыря Дашчойлин, этические нормы и правила поведения монаха во время хурала остались без изменения. По словам ламы Наранбата (бага гескуй, младший распорядитель ежедневного ритуала монастыря Дашчойлин) у современных монгольских монахов нет обязательных предписаний по "ношению духовных одеяний" вне монастыря.
Прослеживается тенденция у ряда лам – не обремененных духовными обетами гелонга, отношения к исполнению ими духовных обязательств как к обычной профессиональной занятости (монг. ажил). Это не следование духовному пути монаха в полном его значении. Латентно подразумевается, что лама волен снять с себя обеты и выйти из буддийской общины, заняться другой трудовой деятельностью – например, заняться бизнесом. Этому способствует и проникновение гражданских правовых норм во внутреннюю организацию монастыря, интеграции монастыря, в целом религиозной сферы в общественно-государственную сферу – юридическая регистрация уставов, следование трудовому кодексу.
По результатам работы с монгольскими источниками написаны 2 статьи: "Современные процессы в монгольском буддизме: 1990–2007 гг.", "Религиозная ситуация в Монголии: 1990–2009 гг.".
2015В 2015 году, на втором этапе исследования, были проведены полевые исследования, в ходе которых получены уникальные материалы для социо-антропологического анализа текущего положения в монастырском быте в буддизме Монголии и Бурятии. Также была создана обширная источниковая база данных (архивных материалов дореволюционного, советского и современного периодов, хранящихся в российских и монгольских архивах и библиотеках, литературы на восточных и европейских языках) по истории и функционированию буддийской монастырской и монашеской систем и проведен анализ степени изученности данной проблемы в российской и зарубежной литературе.
Выявлены новые источники и архивные документы, не введенные ранее в научный оборот, проведен текстологический анализ буддийских текстов из архивов и фондов восточной литературы Улан-Удэ, Улан-Батора, Санкт-Петербурга.
При анализе выявленной в фондах Центра Восточных Рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН литературы на тибетском языке по буддийскому монашескому кодексу (Виная) был критически рассмотрен социо-религиоведческий тезис Ж. Дрейфуса о том, что данная литература в сравнение с конкретными уставами монастырей не имеет практического значения в реальном строительстве монастырской дисциплины. Анализ литературного наследия Бурятии в области Винаи показывает, что при том количестве и разнообразии комментариев, в регионе был реальный интерес к данному предмету.
При разработке темы монгольских монастырских уставов были дополнительно привлечены уставы внутренне-монгольских монастырей, таких как Шашныг бадарахуй и Улдзей бадарагсан, монастыря Доши, а также цинские законоположения в отношении буддийской церкви. Осуществлен выборочный перевод. Предварительно можно заключить, что, несмотря на наличие цинских предписаний, каждый монгольский монастырь имел некоторую свободу в определении своего внутреннего уклада в цинском Китае.
По результатам исследований были опубликованы две статьи: «Зуун хурээ и современный Дашчойлин» (Гуманитарный вектор, 2015(24)) и «Раздел Виная из коллекции буддийской схоластической литературы «Чойра» ЦВРК ИМБТ СО РАН» (Памятники письменности Востока, 2015. - № 2(23)).
2016Завершена работа над монографией "Реалии монастырской жизни в буддизме Монголии и Бурятии: источниковедческий анализ" (10 п.л.). В предлагаемой коллективной монографии представлено структурное текстологическое исследование буддийской "классики" (монголоязычного Канона), тибетоязычной литературы, задействованной в схоластическом образовании монгольского и бурятского буддизма, и уставов монастырей Монголии и Бурятии. Данное исследование только с первого взгляда является сугубо источниковедческим, рассматривающим тексты, связанные с буддийским монашеским кодексом – Виная. В предлагаемом исследовании впервые объединились усилия исследователей, занимающихся разными областями изучения текстов, связанных с монашеским кодексом в буддизме Бурятии и Монголии. В результате был представлен целостный комплекс письменных памятников, охватывающий всю область реалий монастырской дисциплины – Канон, теоретико-комментаторская, учебная литература, а также, многочисленные уставы, предписания, устные наставления и многое другое, чем руководствуются в конкретной жизни буддисты Монголии и Бурятии. Основной вывод, полученный в ходе исследований, что изучение по-отдельности источников не дает возможности увидеть цельности системы, где каждый элемент – текст, по-особому важен и значим исключительно во взаимодействии с другими.
Были проведены три экспедиции на территории Монголии и России, которые подтвердили результаты исследований, проведенных в рамках научной реализации проекта.
В рамках апробирования научных результатов проекта 20-22 августа 2016 г. в г. Улан-Удэ был проведен международный научный семинар «Буддизм и социум», в работе которого приняли участие российские и зарубежные ученые, буддийские священнослужители Бурятии и Монголии. В ходе дискуссии была определена необходимость дальнейших фундаментальных изысканий по изучению не только целого комплекса текстов: буддийской канонической литературы, схоластических комментариев, уставов монастырей, архивных документов на языке оригиналов, но и дальнейшие социо-антропологические, буддологические исследования, базирующиеся на современных методологиях и касающиеся социальных реалий как духовенства, так и мирян в буддизме.
Международный научный семинар «Буддизм и социум» (г. Улан-Удэ, 20-22 августа 2016 г.)
|
Order this book | |
О ПРОЕКТЕ / About the project | Портал http://imbtarchive.ru |